13 Июля 2025
18 Мухаррам 1447

mihrab.ru

Централизованная религиозная организация
Духовное управление мусульман Российской Федерации

Московская соборная мечеть

  • Главная
  • Имамы
  • Новости
  • Обряды
    • Пятикратный Намаз
    • Пятничный Намаз
    • Таравих Намаз
    • Никях
    • Джаназа
    • Имянаречение
    • Праздничный Намаз
  • История
    • Имамы
      • Абдурахман Алимов
      • Абдулвадуд Фаттахетдинов
      • Абдулла Сулеймани
      • Муса Вахитов
      • Халил-Рахман Насретдинов
      • Исмаил Рахматуллин
      • Исмаил Муштари
      • Шейхль­ислям Салямов
      • Камаритдин Салихов
      • Ахметзян Мустафин
      • Ризаутдин Басыров
    • Историческая галерея
  • Галерея
  • Проповеди
  • Экскурсия
  • Магазины
    • Книжный магазин
    • Сувенирный магазин
    • Халяль маркет
  • Контакты
  • Главная
  • Имамы
  • Новости
  • Обряды
    • Пятикратный Намаз
    • Пятничный Намаз
    • Таравих Намаз
    • Никях
    • Джаназа
    • Имянаречение
    • Праздничный Намаз
  • История
    • Имамы
      • Абдурахман Алимов
      • Абдулвадуд Фаттахетдинов
      • Абдулла Сулеймани
      • Муса Вахитов
      • Халил-Рахман Насретдинов
      • Исмаил Рахматуллин
      • Исмаил Муштари
      • Шейхль­ислям Салямов
      • Камаритдин Салихов
      • Ахметзян Мустафин
      • Ризаутдин Басыров
    • Историческая галерея
  • Галерея
  • Проповеди
  • Экскурсия
  • Магазины
    • Книжный магазин
    • Сувенирный магазин
    • Халяль маркет
  • Контакты

Новости

О проведении Джума-намаза в Московской Соборной мечети

Информация о материале
Опубликовано: 22 августа 2017

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов

 Неоднозначную реакцию вызвал пост, выложенный на просторах Интернета одним из пользователей, который сравнил ограждаемые места во время пятничного намаза в Московской Соборной мечети с бронированием столиков в ресторане, назвав это «беспределом и дискриминацией». За постом последовало немало комментариев, поддерживающих автора, содержание которых порой переходило рамки любой этики и морали. Ситуацию, названную автором поста «беспределом и дискриминацией», прокомментировал муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов:

«Комментируя создавшееся обсуждение вокруг проведения Джума-намаза в Соборной мечети Москвы, для начала процитирую хадис Посланника Аллаха (мир ему): «Воистину, дела оцениваются по намерению» (аль-Бухари). То, что верующий намеревался прийти пораньше и занять первые ряды, – похвально и будет вознаграждено Всевышним в соответствии с его намерениями.

О достоинстве раннего прихода на Джума-намаз свидетельствует такой хадис: «Тот, кто в пятницу, совершив омовение, отправится в мечеть в первый час, будет подобен тому, кто принес в жертву верблюда. Тот, кто отправится в мечеть во второй час, будет подобен тому, кто принес в жертву быка. Тот, кто отправится в мечеть в третий час, подобен тому, кто принес в жертву барана. Тот, кто отправится в мечеть в четвертый час, подобен тому, кто принес в жертву курицу. Тот, кто отправится в мечеть в пятый час, подобен тому, кто принес в жертву куриное яйцо. До тех пор, пока имам не произнесет такбир, ангелы присутствуют там и слушают Коран» (Муслим).

Приводится также хадис: «В пятницу ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать» (аль-Бухари).

В любой организации существуют свои порядки. Относительно первых рядов, ставших предметом споров, нужно принимать в расчет тот факт, что Московская Соборная мечеть является центральной мечетью страны, ее посещают официальные делегации из разных стран. Исламская этика подразумевает особое отношение к гостям, которым всегда отдаются соответствующие почести согласно статусу и определенному протоколу.
Не стоит забывать слова Посланника Аллаха: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших» (ат-Тирмизи). Достаточно вспомнить его личный пример отношения к прибывавшим к нему делегациям (даже во главе с неверующими) и слова: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).

В Священном Коране Всевышний говорит: «О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу, Господу), [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями (4:59). К сожалению, столь важным положениям ислама не придается значения. На первое место выходит желание все подстроить под себя вопреки усилиям администрации и волонтеров создать все условия для комфортного пятничного пребывания в мечети порядка 20 тысяч прихожан единовременно. К следованию шариату зачастую применяется чересчур буквальный подход, когда прихожане в стремлении занять первые ряды даже на обычный намаз могут встать за имамом и не знать, что они отводятся для имамов и муэдзинов, то есть тех, кто может заменить его в молитве в случае необходимости.

Существующий порядок в Соборной мечети продиктован насущной необходимостью, а не желанием руководства ущемить права верующих. Но, к сожалению, именно из-за отсутствия понимания ислама и положения вещей создается фитна, сеется смута в мусульманском сообществе с переходами на личности и чуть ли не с обвинениями имамов в неверии. Первый, кто дал ход подобным обсуждениям, берет на себя большую ответственность, ведь относительно смутьянства и внесения раздора в Священном Коране сказано: «…Но знайте, знайте, смута хуже и пагубнее [по грешности], чем убийство (2:191).

Руководство мечети готово пойти навстречу прихожанам и при необходимости сократить количество выделенных рядов. Прежде чем запустить подобные негативные настроения на просторах Интернета, следовало обратиться к имамам с просьбой дать соответствующие разъяснения. Именно так и пристало поступать верующим в случае возникновения недопонимания. Недаром Посланник Всевышнего (мир ему) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]» (ат-Тирмизи).»

Предыдущий: Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации Назад Следующий: Проповедь имам-хатыба Ислама Зарипова «Этика призыва»(тафсир 9-13 аятов суры "ал-'Аля") Вперед

Официальный сайт Московской соборной мечети © 2014 - 2025

Записаться на экскурсию

Оставьте свои контакты,
и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Спасибо! Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время!