В его работе принял участие заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов.
В минувшие выходные в Стамбуле прошло заседание Совета по фетвам евразийского исламского союза. В его работе принял участие заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов.
Представители различных евразийских стран, среди которых были Беларусь, Польша, Болгария, Эстония, Кыргызстан, Казахстан, Босния, Грузия и другие, на протяжении двух дней обсуждали актуальные вопросы современного исламского мира. Россия, помимо делегатов от ДУМ РФ, была представлена несколькими регионами: Крым, Татарстан и Удмуртия.
Совет по фетвам евразийского исламского союза был создан на основании решения, принятого во время заседания IX Евразийского исламского союза в октябре прошлого года. Его главной целью стала выработка совместных решений по актуальным религиозным и правовым (фикх) вопросам мусульман, живущих на территории евразийских стран.
Выступивший с приветственным словом член Верховной коллегии по религиозным делам Ахмет Яман (Турция) сделал акцент на ответственности, которая ложится на плечи тех, кто выносит фетвы. Существуют как классические, ранее уже изученные вопросы, которые необходимо урегулировать в соответствии с современными реалиями, так и абсолютно новые проблемы, требующие глубокого, детального изучения прежде, чем по ним будет принято какое-либо решение. Причем, эти решения должны приниматься через призму Корана и Сунны, основываясь на богатое наследие ученых-богословов, а также с учетом технического прогресса и развития технологий, отметил он.
Муфтий Сараево (Босния) Энес Левакович перечислил фетвы, которые во многом оказались созвучны с фетвами, принимаемыми советом улемов Российской Федерации, и проблемами, с которыми приходится сталкиваться современной мусульманской умме нашей страны.
Например, уже долгие годы в Боснии существует фетва, запрещающая мусульманам жениться на представительницах людей писания, то есть на христианках и иудейках. А часть ежегодного закята в этой стране выделяется на исламское образование, как трату на пути к Всевышнему, согласно аяту Священного Корана.
Особое внимание собравшиеся уделили объединениям, существующим на территории России. В частности, была отмечена активная деятельность совета улемов и Духовного управления мусульман Российской Федерации, а в качестве примера приведены фетвы о запрете браков с представителями людей писания, а также о распределении имущества после развода.
Однако с сожалением приходится констатировать, что часть духовных управлений и советов улемов существуют лишь формально. Между тем немало еще не решенных вопросов, а главное, несмотря на все предпринятые попытки, до сих пор нет консолидации и единства в мусульманском ученом пространстве.
Выступивший на заседании Совета Идьдар хазрат отметил, что издаваемые мусульманскими учеными в евразийских странах фетвы могут быть еще более полезными, если будут собраны в единую базу и переведены на английский и арабские языки. Их даже могли бы перенять в качестве положительного опыта представители других государств и общин.
Стоит отметить, что Совет по фетвам евразийского исламского союза является совещательным органом и решения, принятые на нем, не обязательны к исполнению для представителей совета улемов тех или иных стран. При необходимости та или иная фетва, решение, может быть принята советом улемов, с учетом всех региональных и прочих особенностей.
В исламском праве сохранение жизни является одной из важнейших ценностей и одним из важнейших прав. Жизнь человека начинается с момента слияния двух гамет: мужской и женской, значит право на жизнь эмбриона должно сохраняться с момента его зачатия.
Вопросам сохранения здоровья человека, с момента его существования в виде эмбриона, был посвящен второй день заседания, где были рассмотрены такие вопросы, как: дозволительно ли замораживать яйцеклетки, разрешена ли при ЭКО культивация и заморозка лишних эмбрионов, можно ли дарить, продавать сперматозоиды, яйцеклетку и эмбрион, дозволительна ли с точки зрения ислама преимплантационная генетическая диагностика (ПГД) эмбриона?
Всего было рассмотрено тринадцать вопросов, посвященных данной проблематике. Решение по ним было принято коллегиально с учетом всех корректировок и правок. И как отметил Ильдар хазрат, вскоре, после повторного анализа советом улемов ДУМ РФ, будут обнародованы все тридцать решений по данным вопросам.
Участники заседания, делясь своими впечатлениями, отметили важность и значимость подобных мероприятий для современной мусульманской уммы и выразили надежду, что они станут регулярными и постоянными.
Пресс-служба
ДУМ Москвы